КОНЧИНА  ПУШКИНА

    Ни один человек на свете не мог бы ответить, каким  образом совершенно неизвестное доселе произведение зрелого Пушкина сохранилось и оказалось одновременно на столах главных редакторов весьма продвинутых литературных журналов. Редакторы этих журналов знали истинное направление литературного потока и осуществляли селекцию в авторской среде исключительно в целях прогресса русской литературы.

    Итак, копии текста этого произведения лежали на достопочтенных столах, и никаких упоминаний об авторе в них не было. Тексты как тексты, аккуратно воспроизведенные переписчиком. И был ли этот переписчик падшим ангелом или самим господом богом тоже неизвестно.

    Отсутствие каких-либо сведений об авторе повлияло на решение доброй половины главных редакторов. Без всяких проволочек рукописи были переброшены на столы редакторов с указанием поручить дело помощникам. Помощники редакторов, молоденькие девочки с филфаковским уклоном, морщили носики, перелистывая рукопись. Запах нафталина они не переносили, он был не из их детства. То, что они когда-то зубрили к экзаменам, из их накрученных завитушками головок уже давно выветрилось. И была четкая установка руководства, на каких принципах производить обработку поступающего материала. Девочки оказались исполнительными, и половина рукописей была успешно переправлена в мусорные корзины.

    Но другая половина рукописей всё ещё продолжала лежать на столах главных редакторов. Некоторые главные, а это были молодые и энергичные руководители, ужимали своё драгоценное время, заинтересовавшись необычно оформленной рукописью, и урывками скользили уставшим взглядом по тексту. Но, не одолев и половины, приходили к выводу, что дело это графомана, и графомана с бородой. И рукописи пополнили доходы редакций от сдачи макулатуры. Часть рукописей была затеряна в сутолоке подготовки выпуска очередного номера. Были и такие, что пали жертвой долгожданного отпуска с зазнобой. Дело житейское и всем понятное.

    И только одна рукопись со стола молодого и энергичного хозяина журнала попала в руки единственного редактора, очень пожилой женщины. Пенсии на жизнь не хватало, и её подобрал хозяин, руководствуясь исключительно экономическими соображениями. Старушка так долго корпела над рукописью, что молодой человек о ней и думать забыл. Когда же редактор явилась на доклад и подрагивающим слегка голосом стала объяснять, что текст принадлежит первой половине девятнадцатого века и возможно самому Александру Сергеевичу, хозяин вначале ничего не понял, а затем, смекнув, спросил:

 - Это писала рука Пушкина?

 - Нет, что вы. Переписано много позже, а кем, установить вряд ли удастся, - ответила она.

  - Это можно продать? – поинтересовался он.

  - Я в этом ничего не понимаю. Но это можно напечатать, - робко проронила она.

 - Зачем?

    И он резко, будто с легким раздражением, бросил рукопись на тлеющие угли камина.

 - Можно я возьму это себе? – и она взглядом указала на выброшенные листки.

 - Берите, - ответил он и пожал плечами.

    В этот момент рукопись вспыхнула. Старушка быстро нагнулась и выхватила горящую бумагу из камина. Распрямившись, стала дрожащими руками сбивать пламя, прижимая остатки рукописи к себе. По щекам её текли слёзы.

 - Что это вы рассупонились, будто на похоронах? – буркнул он.

 - Я и присутствую на похоронах, похоронах Пушкина.

   

На главную

© Придатко Юрий Петрович, 2009  (на все материалы сайта)

Hosted by uCoz